Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия для слабовидящих

ОНФ Горячая линия

Сведения об образовательной организации

Горячая линия по вопросам доплат за классное руководство +78514431093

Обратная связь

 

Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Информационное письмоо состоянии преступности несовершеннолетних и в отношении их на 2017 год.

 

Прокуратурой района проведен анализ состояния преступности среди несовершеннолетних и в отношении них за 2017 год, в ходе которого установлено следующее.

Скачать

Согласно положениям п.п. 45 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, деятельность по совершенствованию единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений, разработке и использованию мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений, является одним из важных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности.

 

Согласно п. 53, 70 Стратегии, для решения указанных задач органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для пропаганды и ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества.

 

Постановлением правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 383-П (ред. от 01.10.2015) утверждена Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области», в которой сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных объединений и населения по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка. Государственная программа предусматривает разработку комплексных программных мероприятий по обеспечению общественной безопасности и усилению борьбы с преступностью в Астраханской области на среднесрочную перспективу. При этом, в указанной Программе органы местного самоуправления указаны в качестве ее исполнителей.

 

Аналогичные задачи поставлены перед всеми органами власти в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Также, к числу основных направлений Концепции отнесены: пропаганда и формирование здорового образа жизни; разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска; формирование системы профилактики правонарушений, а также профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», обязанности по профилактике правонарушений несовершеннолетних возложены на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые при органах местного самоуправления, а также органы управления образованием и образовательные организации.

 

Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» сформулированы принципы, направления профилактики правонарушений; полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

 

В силу положений статьи 5 данного Закона, органы местного самоуправления наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры Российской Федерации, следственными органами Следственного комитета России, органами государственной власти субъектов РФ, отнесены к субъектам профилактики правонарушений.

 

Таким образом, на органы местного самоуправления, правоохранительные, контролирующие органы возложены обязанности по проведению в условиях системного, слаженного и согласованного взаимодействия работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, борьбе с пьянством и наркоманией.

 

Вместе с тем, проведенный анализ состояния преступности среди несовершеннолетних и в отношении них свидетельствует, что указанная работа проводится не в полной мере.

 

Так, на территории Икрянинского района за 2017 год 15 несовершеннолетними совершено 22 преступления (АППГ- 11/18) по которым возбуждено 22 уголовных дела, из них 20 преступлений совершено 13 несовершеннолетними, проживающими на территории Икрянинского района, 2 преступления совершены 2 несовершеннолетними, проживающими на территории г. Астрахани.

 

По 10 сообщениям, поступившим в ОМВД России по Икрянинскому району о совершении несовершеннолетними общественно опасных деяний, приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ - 7), в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.

 

Таким образом, большая часть преступлений и общественно опасных деяний совершена несовершеннолетними, проживающими на территории района, что свидетельствует о недостатках в организации профилактической работы с данными лицами.

 

При этом за 2017 год наибольшее количество преступлений совершено несовершеннолетними на территории муниципальных образований «Икрянинский сельсовет» (16), «Рабочий поселок Ильинка» (2), «Мумринский сельсовет» (1), «Ново-Булгаринский сельсовет» (1); по одному преступлению совершено на территории муниципальных образований «Рабочий поселок Красные Баррикады» и «Бахтемирский сельсовет», что свидетельствует о необходимости активизации работы органов местного самоуправления по профилактике правонарушений.

 

По категориям преступлений из 22 преступлений (АППГ – 11): 2 преступления являются тяжким, 20 преступлений отнесены к преступлениям небольшой и средней тяжести, т.е. наметилась тенденция ухудшения качественных характеристик преступности несовершеннолетних, что вызывает тревогу и свидетельствует о слабой профилактической работе.

 

По видам преступных деяний преступления распределены следующим образом: ст. 158 УК (кража) – 18 преступлений, ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение наркотических средств в значительном размере без цели сбыта) – 1, по ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) – 2.

 

Из общего числа раскрытых преступлений в группе лиц совершено – 14 (8), в т.ч. только несовершеннолетними - 2 (4), в смешанной группе - 12 (4). По возрасту совершения преступлений из 15 подростков: 14-15 летнего возраста – 7, 16-17 летнего возраста – 8.

 

Анализ совершенных несовершеннолетними преступлений показал, что их основную массу составляют преступления против собственности – кражи, что свидетельствует о недостаточной работе, проводимой органами местного самоуправления, по профилактике таких преступных посягательств.

 

Так, например, из 18 совершенных краж, 16 совершены путем проникновения несовершеннолетних на территорию домовладений, гаражей, производственных помещений.

 

Кроме того, вызывает особую обеспокоенность совершение несовершеннолетними преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, что также свидетельствует о необходимости повышения эффективности работы по профилактике правонарушений.

 

Так, в 2017 году органом предварительного расследования возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего 1999 года рождения, который приобрел наркотическое средство (марихуану) путем сбора листьев дикорастущей конопли. Учитывая, что преступление совершено путем сбора дикорастущей конопли, указанное свидетельствует о непринятии органами местного самоуправления мер к уничтожению очагов произрастания дикорастущей конопли, а также об отсутствии взаимодействия с органами полиции по предоставлению информации в целях привлечения землепользователей и землевладельцев к административной ответственности по ст. 10.5 КоАП РФ за непринятие мер по уничтожению очагов произрастания на принадлежащих им земельных участках.

 

Учитывая изложенное, вновь обращаю внимание на необходимость проведения обследования территорий муниципальных образований, своевременно принятия мер к уничтожению очагов произрастания дикорастущей конопли, а в случае выявления фактов произрастания конопли на земельных участках, находящихся в собственности, пользовании граждан, организаций, информирования ОМВД России по Икрянинскому району.

 

Кроме того, проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия органами местного самоуправления и руководителями образовательных организаций дополнительных мер по организации занятости детей и организации досуга.

 

Так, из 15 несовершеннолетних, совершивших преступления, 3 преступлений совершены безработными и необучающимися, а 12 несовершеннолетних являются учащимися учебных заведений, в том числе один студент Икрянинского филиала ГБОУ АО СПО «АТТ» (1 преступление), двое студентов АКПКТ (2 преступления), двое детей являются учащимися МБОУ «Ильинская СОШ» (2 преступления), 1 учащимся МБОУ «Мумринская ООШ» (1 преступление), 1 учащимся МБОУ «Новобулгаринская ООШ» (1 преступление), 4 учащимся МБОУ «Икрянинская СОШ» (13 преступлений).

 

В связи с чем руководителям органов местного самоуправления следует в первостепенном порядке активизировать работу по организации досуга несовершеннолетних на территории поселений, более широкому вовлечению их в занятие спортом, культурными мероприятиями, а также необходимо активизировать работу органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений. В этой связи необходимо объединить усилия правоохранительных и муниципальных органов в районе по пропаганде здорового образа жизни, культуры и патриотизма, привлекая к этому процессу и средства массовой информации.

 

Вместе с тем, изучением уголовных дел в отношении указанных несовершеннолетних установлено, что должностными лицами учебных заведений не уделено достаточно внимания поведению подростков, несмотря на то, что имелись основания для проведения профилактической работы.

 

Так, 06.04.2017 ОД ОМВД России по Икрянинскому району возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего Б., 2003 года рождения, учащегося в МБОУ «Ильинская СОШ».

 

25.09.2017 ОД ОМВД России по Икрянинскому району возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего К., 2000 года рождения, учащегося в МБОУ «Икрянинского СОШ».

 

До совершения преступления несовершеннолетние состояли на учете в органах системы профилактики правонарушений, однако руководством образовательных учреждений должные меры воспитательного и профилактического воздействия не принимались.

 

Вместе с тем, особую обеспокоенность вызывает рост количества преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних: за анализируемый период увеличилось количество преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних - 42 преступлений (АППГ – 29), при увеличении числа потерпевших с 38 до 79 (ст. 157 ч. 1 УК - 35, ч. 1 ст. 119 УК РФ – 2, ст. 156 УК РФ – 1, ч. 1 ст. 134 УК РФ – 1, ч. 2 ст. 238 УК РФ – 1, ч. 3 ст. 135 УК РФ – 1, ч. 5 ст. 264 УК РФ - 1).

 

Анализ преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, показывает, что их большая часть связана с ненадлежащим исполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

 

Так, всего на профилактическом учете в органах профилактики Икрянинского района состоят 11 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. По статистике, основной причиной невыполнения родителями возложенных на них обязанностей является злоупотребление спиртными напитками. Всего в 2017 году к административной ответственности за совершение правонарушений в отношении собственных детей привлечен 131 родитель, из них 10 в связи с употреблением детьми до 16 лет спиртных напитков.

 

Указанное свидетельствует о необходимости активизации работы всех органов системы профилактики по выявлению и профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав детей.

 

Вместе с тем, органам системы профилактики необходимо в первостепенном порядке активизировать работу по организации межведомственного взаимодействия по взаимоинформированию о состоящих и вновь выявленных несовершеннолетних и их родителей, находящихся в социально-опасном положении, а также активизировать указанную работу.

 

Указанная информация направляется в целях активизации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, и принятия дополнительных мер направленных на противодействие правонарушениям, а также внесения корректив в деятельность по профилактике правонарушений.

 

 

 

 

 

С уважением,

 

Прокурор района

 

 

 

старший советник юстиции В.Л. Даудов